Камуфляж Дуб (Eichenlaub, Oakleaf)

Майкл Бивер, в своей книге «Камуфляжная униформа войск СС», созданной совместно с известным исследователем камуфляжей доктором Ж. Борсарелло пишет, что камуфляж Дуб появился как подложка (цветная часть) под камуфляж Дымка.

В качестве подложки он использовался также под камуфляж Платан с 1940 года. В нём было 3 цвета: земля, тёмная листва и яркая листва. Традиционно для камуфляжей СС у него было 2 гаммы: осенняя и весенняя (летняя).

Весна:
Земля — коричневый с розовым оттенком
Тёмная листва — тёмно-зелёный
Яркая листва — светло-зелёный, салатовый

Осень:
Земля — коричневый с серым оттенком
Тёмная листва — тёмно-коричневый
Яркая листва — рыжий

С 1941 года Дуб стал самостоятельным камуфляжем. Из 3 цветов сделали 5. Цвет тёмной листвы поделили на три: чёрная тень + 2 оттенка тёмной листвы. На самом деле чёрная тень была тёмно-зелёной или тёмно-коричневой (соответственно цветовой гамме). Идею тени взяли с Платана, который к этому времени уже применялся в войсках. Из оттенков тёмной листвы один был тусклого цвета (почти серый), а другой насыщенного.


Цвета камуфляжа Дуб: 1- земля, 2 - чёрная тень, 3 - яркая листва, 4, 5 - дополнительные тени. Фото оригинала с сайта: militariaplaza.nl

Размер камуфляжной схемы составлял 1,3х0,5 метра (здесь я не даю точных данных). Первоначальный размер был продиктован размером плащ-палатки Zeltbahn 1931, чтобы не повторяться на одном полотне. Со всех сторон схема стыковалась сама на себя, причём по длинной стороне (горизонтали) стыковка была незаметна, а по короткой (вертикали, где плащ-палатка имела центральный шов) стыковка проходила через ряд растянутых пятен, которые бросаются в глаза. Это было сделано для того, чтобы после подворота и подшивания центрального шва на плащ-палатке, камуфляжная схема стыковалась бы по этому шву. А длинные заметные пятна хорошо обнаруживались закройщиком и давали запас на подворот.


Плащ-палатка СС, сшитая правильно (качественно): стыковка камуфляжного узора по центральному шву, всё изделие (за редким исключением), сшито из ткани из одной партии. Фото оригинала с сайтаmilitariaplaza.nl

Дальнейшее развитие камуфляжной одежды наложило свой отпечаток на эту рациональную идею. Обычная ширина ткани для пошива одежды составляет 1,5 метра. Измеряя длину камуфляжной схемы, можно предположить, что немцы использовали ткань 1,6 метра. Немцы не стали изменять камуфляжную схему Дуб для одежды (делая стыковку по короткой стороне менее заметной). Они просто зациклили схему в сторону, сделав её шире. Талантливый закройщик мог бы избежать попадания заметных стыковочных пятен в крой на видное место. Но большая часть формы СС шилась силами узников нацизма – бесплатными рабочими, и талантами на фабриках при концлагерях никто не разменивался. Поэтому часто на штанине или на груди можно видеть вертикальную линию из одинаковых пятен – стыковку камуфляжа Дуб по вертикали. Более того, плащ-палатки тоже стали делать из широкой ткани (производство узкой ткани к тому моменту уже не имело экономического смысла). Их тоже кроили не правильно: в итоге две вертикальных полосы и не стыковка пятен по центральному шву…


Слева и справа: плащ-палатка СС в камуфляже Дуб, сшитая не ранее 1941 года из широкого полотна и с нарушением правил раскроя этой камуфляжной ткани. Оранжевые линии показывают места вертикальной стыковки узора, они должны быть чётко по центральному шву. На фото справа видно, что для детали воротника использовали обрезки ткани Платан на базе Дуба того же оттенка. Фото оригинала с сайтаmilitariaplaza.nl

Камуфляж печатали машинным методом — способом, который до конца ХХ века оставался стандартным при производстве набивных тканей. Станок состоит из ряда цилиндрических валов, каждый со своим цветом. Через них с помощью мотора протягивают белую (реже гладкокрашеную ткань), и каждый вал отпечатывает свой цвет на ней. В итоге получается многоцветный рисунок.


Машина для печати на ткани Pegasus EVO. Фото с сайтаspgprints.com

Печать каждой партии камуфляжа была своеобразным экспериментом, нужно помнить, что никто в мире этого ещё не делал в то время. Поэтому каждая партия одного и того же камуфляжа имела небольшие отличия в цвете. К концу войны (1944 год) экономическая ситуация стала очень сложной; в частности, не хватало красителей, из-за чего цвет касок, например, потерял свой зелёный оттенок и стал зеленовато-серым. К тому же, бомбардировщики союзников расстраивали экономический механизм, уничтожая то фабрику, то склад. Из-за этого тиражи набивной ткани (камуфляжа) стали меньше, а цветовой спектр более широким. Это видно по изделиям конца войны, которые сшиты из кусков камуфляжа разного цвета и даже из разных камуфляжей. В камуфляжах стало больше брака: сдвигов, грязи.


Слева: зимние штаны СС собраны из кусков камуфляжной ткани Дуб разного цвета (из разных партий). Справка: шлевки для удержания травы на камуфляжном чехле СС сделаны из камуфляжа Дуб другого оттенка (обрезков другой партии). Фото оригиналов с сайтаmilitariaplaza.nl


Непрокрас ткани: ткань прошла все валы со складкой, и осталась белая полоса. Из ткани пошили блузу СС. Фото оригинала с сайтаlux-military-antiques.com

В 1943 году появился вариант камуфляжа Дуб, которые коллекционеры обозначают латинской буквой B. Дуб-B был переработанным Дубом-А, общая схема и расположение пятен осталось тем же, но в мелочах они поменялись. Отличительная черта Дуба-B являются тонкая тёмная обводка некоторых пятен, которой в Дубе-А нет.

Борсарелло различает также Дуб-С, который очень похож на Дуб-В. В них, конечно, есть отличия. Однако, можно предположить, что разработка ещё одной версии была вызвана не столько развитием камуфляжа, сколько производственной рутиной. Если валы повреждались (например, в результате бомбардировки или неаккуратного хранения, транспортировки), то нужно было создавать новые. В тяжёлое время конца войны их ремонтировали или воспроизводили на скорую руку, возможно, без чётких чертежей на виду, и в деталях получались отличия.

Автор: Антон Волчков

© Интернет-магазин "Реплика"
Копирование разрешено только со ссылкой на источник.